Стеклоомыватель (другое название - омыватель лобового стекла) является неотъемлемым спутником стеклоочистителя
автомобиля. Стеклоомыватель при необходимости доставляет и
разбрызгивает омывающую жидкость на лобовое стекло, за счет чего
повышается эффективность работы стеклоочистителя. На автомобилях с типом кузова хэтчбек, универсал и др. дополнительно устанавливается омыватель заднего стекла.
Конструкция стеклоомывателя на протяжении многих лет
изменялась незначительно и в настоящее время включает: бачок, насос,
форсунки и соединительную арматуру.
Бачок стеклоомывателя является
резервуаром для омывающей жидкости. Стандартная емкость бачка 2,5-4 л.
Бачок, дополнительно обслуживающий омыватель фар, имеет большую
емкость. Бачок стеклоомывателя располагается в моторном отсеке. В связи с
дефицитом подкапотного пространства в современных автомобилях форма и
расположение бочка согласовывается с общей компоновочной схемой силовой
установки. Бачок снабжен заливной горловиной с крышкой. На поверхность
крышки нанесен характерный рисунок, предполагающий однозначное прочтение
водителем.
Автомобили со стеклоомывателем и омывателем фар в обязательном порядке оборудуются датчиком уровня омывающей жидкости.
На другие автомобили датчик может устанавливаться в качестве опции.
Датчик уровня жидкости поплавкового типа располагается в бачке омывателя
лобового стекла. Поплавок скользит по стержню. В нижнем положении
поплавка контакты замыкаются, и загорается сигнальная лампа на панели
приборов. При наличии бортового компьютера на дисплее появляется надпись
о необходимости долить жидкость.
Насос омывателя лобового стекла
обеспечивает подачу омывающей жидкости к форсункам под определенным
давлением. Насос жестко закреплен на бачке омывателя через
уплотнительное кольцо. Насос центробежного типа. Конструктивно он
объединяет электродвигатель постоянного тока и рабочее колесо. В насосе
может устанавливаться фильтр грубой очистки. Для омывателя заднего
стекла (омывателя фар) может устанавливаться дополнительный (второй)
насос.
Конечным элементом в конструкции стеклоомывателя являются форсунки.
Форсунки устанавливаются в крышке капота, как правило, попарно. Они
производят разбрызгивание омывающей жидкости на лобовое стекло.
Различают два типа форсунок омывателя: струйные и веерные. Струйная форсунка
имеет одно или два сопла, которые формируют одну или две струи жидкости
на лобовое стекло. Работа форсунок (направление струи) регулируется с
помощью специального инструмента.
Более современным решением является т.н. веерная форсунка.
Форсунка производит разбрызгивание омывающей жидкости одновременно на
значительную поверхность лобового стекла. Веерный характер
разбрызгивания обеспечивает особая конструкция сопла форсунки и большее
давление в системе стеклоомывателя. Совместно с веерными форсунками
устанавливается обратный клапан, который поддерживает систему стеклоомывателя постоянно в заполненном состоянии и способствует быстрому созданию давления.
Преимуществом веерных форсунок является пониженный
расход, равномерное разбрызгивание омывающей жидкости, что позволяет
щеткам стеклоочистителя работать более эффективно. Недостаток веерных
форсунок вытекает из их достоинства – при разбрызгивании жидкость
закрывает большую поверхность стекла, что на мгновение ухудшает
видимость и снижает безопасность.
Как альтернатива стационарным форсункам были разработаны подвижные форсунки.
Блок форсунок закреплялся на рычаге щетки и запитывался от гибкого
шланга. Система обеспечивала лучшее омывание, экономию жидкости, но, к
сожалению, не получила распространения.
Соединительная арматура стеклоомывателя
объединяет насос с форсунками. Она представлена пластмассовыми трубками
и соединителями (в обиходе – «тройник», «двойник»).
Для повышения эффективности использования стеклоомывателя в зимнее время предлагаются различные системы подогрева омывающей жидкости:
подогрев бачка (змеевик охлаждающей жидкости или электронагреватель в
бачке), форсунки с электроподогревом, электроподогрев и (или) утепление
трубок. Системы могут использоваться как отдельно, так и в комплексе.