Easytronic – торговое название автоматизированной
механической коробки передач, в которой педаль сцепления заменена
электрогидравлическим приводом, а выбор и включение передач
осуществляется с помощью электромеханического привода. Коробка передач
Easytronic сочетает в себе преимущество механической коробки передач с
функциями автоматической коробки. Робот Easytronic является совместной
разработкой Opel и Luk, в настоящее время устанавливается на автомобили Opel Corsa.
Устройство Easytronic
Коробка передач Easytronic имеет следующее устройство:
- саморегулирующееся сцепление SAC;
- механическая коробка передач;
- привод сцепления;
- электронный блок управления;
- привод выбора и включения передач;
- рычаг селектора.
В конструкции коробки передач используется саморегулирующееся сцепление SAC
(Self-Adjusting Clutch), которое осуществляет автоматическое
регулирование степени износа, обеспечивает постоянное и невысокое
выжимное усилие, чем достигается существенное увеличение срока службы
сцепления. Кроме этого невысокое усилие срабатывания позволяет в приводе
сцепления использовать маломощный электродвигатель.
Основу Easytronic составляет типовая пятиступенчатая механическая коробка передач, в которую добавлены приводы сцепления и передач.
Схема привода сцепления Easytronic
Привод сцепления включает
электродвигатель, червячный редуктор и эксцентриковый механизм, который
взаимодействует со штоком поршня главного цилиндра сцепления. Величину
перемещения штока поршня главного цилиндра оценивает соответствующий
датчик. Привод сцепления выполняет те же задачи, что и водитель
осуществляет с педалью сцепления, а именно: дозирование усилия при
трогании с места, включение/выключение при переключении передач,
разъединение при остановке.
Управление коробкой передач осуществляется с помощью
электронного блока, который располагается непосредственно в приводе
сцепления. Электронный блок управления выполняет следующие функции:
- прием входных сигналов (положение исполнительных механизмов, рычага селектора, педали газа, параметры работы автомобиля);
- проверка достоверности сигналов;
- определение необходимой передачи;
- расчет выходных параметров;
- подача сигналов на исполнительные механизмы.
В своей работе блок управления взаимодействует с системой управления двигателем, антиблокировочной системой тормозов.
Механический привод выбора и включения передач
состоит из двух редукторов, которые приводятся в действие от
электродвигателей. Работа привода заключается в перемещении рычага,
который воздействуя на вилку, осуществляет выбор и переключение
конкретной передачи.
Рычаг селектора является элементом
электронной системы управления коробкой передач и не имеет с ней жесткой
связи. Положение рычага селектора оценивается соответствующим датчиком,
который генерирует аналоговый сигнал и запускает определенный алгоритм
управления коробкой передач.
Работа коробки передач Easytronic
В конструкции коробки передач Easytronic реализовано два режима работы: автоматический и полуавтоматический.
В автоматическом режиме электронный блок полностью управляет коробкой передач. Коробка передач ведет себя как автоматическая коробка, но операции переключения передач происходят с разрывом тягового усилия. Алгоритм управляющих воздействий электронного блока осуществляется в следующей последовательности:
- уменьшение крутящего момента;
- выключение сцепления;
- выбор передачи;
- синхронизация;
- включение передачи;
- включение сцепления;
- увеличение крутящего момента.
В полуавтоматическом режиме
переключение передач осуществляется водителем вручную. Передачи в этом
режиме переключаются последовательно на повышение или понижение с
помощью рычага селектора. Ручной режим переключения передач в коробке
Easytronic носит собственное название Active Select, по сути аналогичный функции Tiptronic.