Современный автомобиль является источником повышенной
опасности. Неуклонный рост мощности и скорости автомобиля, плотности
движения автомобильных потоков значительно увеличивают вероятность
аварийной ситуации.
Для защиты пассажиров при аварии активно
разрабатываются и внедряются технические устройства безопасности. В
конце 50-х годов прошлого века появились ремни безопасности, предназначенные для удержания пассажиров на своих местах при столкновении. В начале 80-х годов были применены подушки безопасности.
Совокупность конструктивных элементов, применяемых для защиты пассажиров от травм при аварии, составляет систему пассивной безопасности автомобиля.
Система должна обеспечивать защиту не только пассажиров и конкретного
автомобиля, но и других участников дорожного движения.
Важнейшими компонентами системы пассивной безопасности автомобиля являются:
- ремни безопасности;
- натяжители ремней безопасности;
- активные подголовники;
- подушки безопасности;
- безопасная конструкция кузова;
- аварийный размыкатель аккумуляторной батареи;
- ряд других устройств (система защиты при
опрокидывании на кабриолете; детские системы безопасности - крепления,
кресла, ремни безопасности).
Современной разработкой является система защиты пешеходов. Особое место в пассивной безопасности автомобиля занимает система экстренного вызова.
Cхема системы пассивной безопасности
Современная система пассивной безопасности автомобиля
имеет электронное управление, обеспечивающее эффективное взаимодействие
большинства компонентов.
Система управления включает:
- входные датчики;
- блок управления;
- исполнительные устройства компонентов системы.
Входные датчики фиксируют параметры,
при которых возникает аварийная ситуация, и преобразуют их в
электрические сигналы. К входным датчикам оносятся:
- датчик удара;
- выключатель замка ремня безопасности;
- датчик занятости сидения переднего пассажира;
- датчик положения сидения водителя и переднего пассажира.
На каждую из сторон автомобиля устанавливается, как правило, по два датчика удара.
Они обеспечивают работу соответствующих подушек безопасности. В задней
части датчики удара применяются при оборудовании автомобиля активными
подголовниками с электрическим приводом.
Выключатель замка ремня безопасности фиксирует использование ремня безопасности.
Датчик занятости сидения переднего пассажира
позволяет в случае аварийной ситуации и отсутствии на переднем сидении
пассажира сохранить соответствующую подушку безопасности.
В зависимости от положения сидения водителя и переднего пассажира, которое фиксируется соответствующими датчиками, изменяется порядок и интенсивность применения компонентов системы.
На основании сравнения сигналов датчиков с контрольными параметрами блок управления распознает наступление аварийной ситуации и активизирует необходимые исполнительные устройства элементов системы.
Исполнительным устройствами элементов системы пассивной безопасности являются:
- пиропатрон подушки безопасности;
- пиропатрон натяжителя ремня безопасности;
- пиропатрон (реле) аварийного размыкателя аккумуляторной батареи;
- пиропатрон механизма привода активных подголовников (при использовании подголовников с электрическим приводом);
- контрольная лампа, сигнализирующая о непристегнутых ремнях безопасности.
Активизация исполнительных устройств производится в
определенном сочетании в соответствии с заложенным программным
обеспечением.
При фронтальном ударе в зависимости от его силы могут сработать:
- натяжители ремней безопасности;
- фронтальные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности.
При фронтально-диагональном ударе в зависимости от его силы и угла столкновения могут сработать:
- натяжители ремней безопасности;
- фронтальные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
- соответствующие (правые или левые) боковые подушки безопасности и натяжители ремней безопасности:
- соответствующие боковые подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
- фронтальные подушки безопасности, соответствующие боковые
подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней
безопасности.
При боковом ударе в зависимости от силы удара могут сработать:
- соответствующие боковые подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
- соответствующие головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
- соответствующие боковые подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности.
При ударе сзади в зависимости от силы удара могут сработать:
- натяжители ремней безопасности;
- размыкатель аккумуляторной батареи;
- активные подголовники.