Система контроля давления в шинах (система TPMS,
Tires Pressure Monitoring System) предназначена для предупреждения об
опасном изменении давления в шинах. Данная система предлагается в
качестве опции при покупке автомобиля. Систему также можно приобрести и
установить отдельно.
Различают два вида систем контроля давления в шинах:
- системы косвенного измерения давления;
- системы прямого измерения давления.
Наиболее простой с точки зрения конструкции является система косвенного измерения давления, представляющая собой программное расширение блока управления системы ABS. Принцип работы данной системы основан на том, что спущенное колесо имеет меньший радиус и соответственно проходит за один оборот меньшее расстояние, чем исправное колесо.
Датчики угловой скорости колес системы ABS определяют
отрезок пути, проходимый каждой шиной за один оборот. Сигналы датчиков
сравниваются в блоке ABS с контрольными параметрами. При расхождении
значений, загорается индикатор (контрольная лампа) на панели приборов и
подается звуковой сигнал.
В системе предусмотрена адаптация к изменению параметров давления воздуха в шинах в случае их замены или проведения сервисных работ на ходовой части – т.н. калибровка системы.
При движении в новом качестве система оценивает и запоминает параметры
шин. Процесс калибровки постепенно переходит в контроль новых параметров
давления в шинах.
Система прямого измерения давления предполагает измерение давления в каждом колесе с помощью соответствующего датчика. Система имеет следующее устройство:
- датчики давления;
- приемная антенна;
- блок управления;
- дисплей.
Датчик давления представляет собой
сложное устройство, объединяющее датчик давления, датчик температуры,
электронный компоненты измерения и управления, аккумулятор и передающую
антенну.
Датчик устанавливается на каждое колесо вместо штатного
вентиля. Информация от датчика передается импульсами с периодичностью,
как правило, одна минута. Аккумулятор поддерживает работоспособность
датчика в течение 3-5 лет. На некоторых моделях предусмотрена замена
аккумулятора по окончании срока действия.
Приемная антенна осуществляет прием
сигналов от датчиков давления и передачу их в блок управления. В
качестве приемной антенны может использоваться антенна центрального
замка автомобиля. На элитных автомобилях для каждого датчика применяется
индивидуальная антенна. Это позволяет контролировать давление в
конкретном колесе. Антенна устанавливается в колесной арке кузова
автомобиля.
Блок управления принимает информацию от
датчиков и сравнивает полученные данные с контрольными параметрами
давления. В случае падения давления загорается индикатор (контрольная
лампа) на панели приборов, подается звуковой сигнал, и выводится
текстовая и графическая информация на дисплей. При наличии бортового компьютера для отображения информации о давлении в шинах используется дисплей компьютера.
Система контроля давления в шинах прямого измерения позволяет оценивать:
- незначительное изменение давления;
- сильное изменение давления;
- внезапное изменение давления.
В системе предусматривается адаптация к изменению параметров давления в шинах в случае их замены. В отдельных системах контрольные параметры задаются заводом-изготовителем