Бесконтактная система зажигания является конструктивным продолжение контактно-транзисторной системы зажигания. В данной системе зажигания
контактный прерыватель заменен бесконтактным датчиком. Бесконтактная
система зажигания стандартно устанавливается на ряде моделей
отечественных автомобилей, а также может устанавливаться самостоятельно
вместо контактной системы зажигания.
Применение бесконтактной системы зажигания позволяет
повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных
веществ за счет более высокого напряжения разряда (30000В) и
соответственно более качественного сгорания топливно-воздушной смеси.
Бесконтактная система зажигания имеет следующее устройство:
- источник питания;
- выключатель зажигания;
- датчик импульсов;
- транзисторный коммутатор;
- катушка зажигания;
- распределитель;
- центробежный регулятор опережения зажигания;
- вакуумный регулятор опережения зажигания;
- провода высокого напряжения;
- свечи зажигания.
Схема бесконтактной системы зажигания
В целом устройство бесконтактной системы зажигания аналогично контактной системе зажигания, за исключением следующих устройств: датчика импульсов и транзисторного коммутатора.
Датчик импульсов предназначен для создания электрических импульсов низкого напряжения. Различают датчики импульсов следующих типов:
- датчик Холла;
- индуктивный датчик;
- оптический датчик.
Наибольшее применение в бесконтактной системе зажигания
нашел датчик импульсов использующий эффект Холла (возникновение
поперечного напряжения в пластине проводника с током под действием
магнитного поля). Датчик Холла состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины с микросхемой и стального экрана с прорезями (обтюратора).
Прорезь в стальном экране пропускает магнитное поле и в
полупроводниковой пластине возникает напряжение. Стальной экран не
пропускает магнитное поле, и напряжение на полупроводниковой пластине не
возникает. Чередование прорезей в стальном экране создает импульсы
низкого напряжения.
Датчик импульсов конструктивно объединен с распределителем и образуют одно устройство – датчик-распределитель. Датчик-распределитель внешне подобен прерывателю-распределителю и имеет аналогичный привод от коленчатого вала двигателя.
Транзисторный коммутатор служит для
прерывания тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания в
соответствии с сигналами датчика импульсов. Прерывание тока
осуществляется за счет отпирания и запирания выходного транзистора.
Принцип работы бесконтактной системы зажигания
При вращении коленчатого вала двигателя
датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на
транзисторный коммутатор. Коммутатор создает импульсы тока в цепи
первичной обмотки катушки зажигания. В момент прерывания тока
индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки
зажигания. Ток высокого напряжения подается на центральный контакт
распределителя. В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток
высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи
зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной
смеси.
При увеличении оборотов коленчатого вала регулирование
угла опережения зажигания осуществляется центробежным регулятором
опережения зажигания.
При изменении нагрузки на двигатель регулирование угла опережения зажигания производит вакуумный регулятор опережения зажигания.