Стеклоочистители (обиходное название – «дворники»)
– система автомобиля, предназначенная для удаления влаги и грязи с
автомобильных стекол. По своей сути стеклоочиститель относится к системам активной безопасности, т.к. обеспечивает видимость в любых условиях, тем самым предотвращает аварию.
Стеклоочистители устанавливаются на ветровом стекле,
заднем стекле (кроме автомобилей с кузовом седан). На некоторых
автомобилях применяются стеклоочистители фар. Для повышения эффективности очистки стеклоочиститель применяется совместно со стеклоомывателем.
Стеклоочиститель имеет следующее общее устройство:
- привод;
- щетки;
- система управления.
Привод стеклоочистителей обеспечивает
возвратно-поступательное движение щеток (щетки) по стеклу. Самым
распространенным является электрический привод стеклоочистителей.
Типовой электрический привод включает:
- электродвигатель;
- червячный редуктор;
- трапецию;
- поводки.
В приводе может применяться один (объединенный привод
щеток индивидуальный привод щетки) или два (индивидуальный привод щеток)
электродвигателя. Червячный редуктор увеличивает усилие от
электродвигателя в несколько десятков раз. Трапеция представляет собой
систему рычагов, преобразующих вращательное движение редуктора в
возвратно-поступательное движение поводков. К поводкам крепятся щетки.
Различают несколько типов крепления щетки к поводку, обусловленных интересами разных производителей:
- крючок (самый распространенный);
- боковой штырь;
- кнопка;
- булавка;
- боковое крепление;
- боковой зажим;
- штыковой замок;
- и др.
Непосредственная очистка стекла от влаги и грязи производится с помощью щеток. Различают два типа щеток:
Каркасную щетку объединяет жесткий
каркас, состоящий из шарнирно соединенных коромысел, и резиновую ленту
специального профиля. Каркас обеспечивает равномерную передачу давления
на стекло от поводка. Лента с каркасом соединяется с помощью зажимов.
Бескаркасная щетка представляет собой
изогнутый пружинный стальной элемент, размещенный внутри резиновой ленты
– щетки. Высокое качество очистки стекла в зимнее время обеспечивает
бескаркасная щетка с подогревом, подключаемая посредством провода к
прикуривателю автомобиля. Альтернативой данному решению является
подогрев места установки каркасной щетки на стекле, предотвращающий
замерзание и обледенение резиновой ленты.
На каркасной и бескаркасной щетки может устанавливаться спойлер, компенсирующий парусность щетки и увеличивающий прижимное усилие к стеклу.
Ветровое стекло может очищаться двумя или одной щетками. Движение двух щеток может быть попутным (tandem) или встречным (opposed).
Одинарная щетка, в отличие от двойных щеток, имеет меньшую площадь
очистки. Этого недостатка лишена конструкция стеклоочистителя Monoblade от Mercedes-Benz, которая обеспечивает движение щетки по периметру ветрового стекла.
Стеклоочиститель может иметь электрическое или электронное управление. Электрическое управление
представляет собой электрическую цепь, включающую подрулевой
переключатель и реле. Переключатель предусматривает несколько
непрерывных (низкая и высокая скорость) и несколько прерывистых
(дискретных) режимов.
Более совершенным является электронное управление стеклоочистителем,
которое помимо традиционных режимов (непрерывное и прерывистое движение
щеток) может обеспечивать ряд дополнительных функций:
- автоматическое включение стеклоочистителя;
- автоматическое изменение режимов движения щеток в зависимости от количества воды на стекле;
- блокировка щеток при распознавании препятствия на стекле;
- сервисное (для замены и очистки) и зимнее (предотвращает примерзание) положение щеток при выключенном двигателе;
- отключение стеклоочистителя при открытом капоте автомобиля;
- удаление щеток с поля зрения водителя после окончания очистки стекла;
- дополнительная очистка стекла при окончании пользования стеклоомывателем (удаление подтеков).
Автоматическое регулирование работы стеклоочистителя производится с помощью датчика дождя. Датчик дождя устанавливается с внутренней стороны ветрового стекла рядом с зеркалом заднего вида. Конструктивно датчик объединен с датчиком освещенности (находятся в одном корпусе).
Схема датчика дождя
Датчик дождя состоит из светодиода, фотодиода и
оптического элемента. Свет от светодиода отражается от поверхности
стекла, фокусируется оптическим элементом и воспринимается фотодиодом.
При этом количества света, попадающего на фотодиод, изменяется в
зависимости от количества воды на стекле. Изменяется и выходной сигнал
фотодиода, который обрабатывается электронным блоком управления
стеклоочистителя. Блок управления, в свою очередь, устанавливает
определенный режим электродвигателя.
Таким образом, чем больше воды или грязи на ветровом
стекле, тем интенсивнее работают щетки стеклоочистителя. Если с водой
автоматика справляется успешно, то очистка грязи создает проблемы.
Датчик дождя при этом отключается, а управление щетками производится
вручную. Благо, что в конструкции предусмотрено принудительное
отключение датчика дождя, изначально предусмотренное для помывки машины.