Пробки на дорогах увеличивают время нахождения
в пути, вредные выбросы в атмосферу, а также повышают вероятность
дорожно-транспортных происшествий, особенно связанных с наездом сзади.
Компания Honda представила новейшую разработку - систему обнаружения возможных дорожных пробок,
которая служит для их предотвращения. Система определяет, является ли
стиль вождения транспортного средства причиной возникновения пробки и
при положительном ответе дает рекомендации по его изменению. В настоящее
время проводятся испытания данной системы на дорогах общего пользования
в Италии и Индонезии.
Система обнаружения возможных пробок основывается на
положении, что характер движения (ускорение, замедление) автомобиля
может вызвать пробку. Действительно, дорожные пробки возникают не
только из-за интенсивности движения транспортных средств. Установлено,
что при торможении перед препятствием, каждый последующий водитель
замедляется интенсивнее, чем предыдущий. Наблюдается т.н. эффект
«гармошки», который и является одной из причин возникновения пробки.
Существует распространенная практика предупреждения о
пробках в пути следования по различным информационным каналам (радио,
интернет, навигация). Система обнаружения пробок пошла значительно
дальше. На основании оценки торможения и ускорения автомобиля
определяется стиль вождения конкретного человека. Если характер движения
способствует возникновению пробки, система предлагает водителю изменить
его, выводя необходимую информацию на дисплей приборной панели. При
этом автомобиль останавливается с увеличенной дистанцией. Расстояние
обеспечивает интенсивный разгон и торможение для сзади идущего
автомобиля, тем самым предотвращается или сводится к минимуму
вероятность возникновения пробки.
О конструкции системы обнаружения пробок
производитель не сообщает. Но можно предположить, что в работе системы
используются штатные датчики системы курсовой устойчивости
(датчики угловой скорости колес, датчик продольного ускорения, датчик
давления в тормозной системе). С помощью указанных датчиков можно
оценить параметры движения автомобиля.
Использование системы обнаружения пробок позволяет
на 23% увеличить скорость движения задней машины, а также снизить
потребление топлива на 8%. Эффективность применения системы может быть
значительно повышена за счет интеграции с системой адаптивного круиз контроля,
которая позволяет автоматически поддерживать необходимое расстояние до
впереди идущего автомобиля. Увеличение скорости может достигать 40%,
снижение потребления топлива - 13%.
Разработка системы обнаружения пробок вносит существенный вклад в развитие системы автоматического управления автомобилем. Использование данной системы вместе с системой стоп-старт
позволяет добиться существенной экономии топлива и снижения вредных
выбросов. Вместе с тем, перспективы использования системы в нашей стране
не очень радужные. Оставлять значительное расстояние перед
остановившимся впереди транспортным средством непозволительная роскошь,
его тут же займет другой водитель. Что поделаешь - менталитет.