Блок управления двигателем (Engine Control Unit, ECU) является основным конструктивным элементом системы управления двигателем.
Он принимает информацию от множества входных датчиков, обрабатывает ее в
соответствии с определенным алгоритмом и формирует управляющие
воздействия на исполнительные устройства различных систем двигателя.
Применение электронного регулирования позволяет оптимизировать основные
параметры работы двигателя для различных режимов работы: мощность,
крутящий момент, расход топлива, состав отработавших газов и др.
Конструктивно электронный блок управления двигателем объединяет аппаратное и программное обеспечение. Аппаратное обеспечение
включает ряд электронных компонентов, основным из которых является
микропроцессор. Аналоговые сигналы (как правило, изменение напряжения)
ряда датчиков преобразуются в цифровые сигналы, понятные
микропроцессору, с помощью аналого-цифрового преобразователя. В ряде
случаев электронный блок управления должен обеспечить аналоговые
управляющие воздействия, которые реализуются с помощью цифро-аналогового
преобразователя.
Программное обеспечение ECU объединяет
два вычислительных модуля – функциональный и контрольный. Функциональный
модуль получает сигналы от датчиков, производит их обработку и
формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства.
Контролирующий модуль проверяет выходные сигналы и при необходимости
производит их корректировку, вплоть до остановки двигателя.
Современные блоки управления двигателем являются программируемыми электронными устройствами,
т.е. при необходимости могут быть перепрограммированы пользователем.
Потребность в перепрограммировании возникает при внесении изменений в
конструкцию двигателя (тюнинг двигателя) – установка турбокомпрессора, интеркулера, оборудования для работы на альтернативных видах топлива, изменения в выпускной системе.
Электронный блок управления двигателем может выполнять следующие функции:
- управление впрыском топлива;
- регулирование положения дроссельной заслонки, в.т.ч. на холостом ходу;
- управление зажиганием;
- регулирование состава отработавших газов;
- управление системой улавливания паров бензина;
- регулирование системы рециркуляции отработавших газов;
- управление фазами газораспределения;
- регулирование температуры охлаждающей жидкости.
Блок управления двигателем обменивается данными с другими электронными системами автомобиля:
- антиблокировочной системой тормозов;
- автоматической коробкой передач;
- системой пассивной безопасности;
- системой климат-контроля;
- противоугонной системой;
- и др.
Обмен данными производится посредством CAN-шины (Controller Area Network), объединяющей отдельные блоки управления в общую систему.