Кузов современного легкового автомобиля
является наиболее важной частью транспортного средства. В зависимости
от выполняемых функций кузов может выступать в качестве несущей системы
или быть ее отдельным элементом.
Большинство легковых автомобилей имеют несущий кузов,
воспринимающий все нагрузки, действующие на автомобиль. Легковые
автомобили повышенной проходимости – внедорожники оборудуются т.н. разгруженным кузовом,
который имеет упругое соединение с рамой. Такой кузов воспринимает
только весовые нагрузки пассажиров и перевозимого груза. Промежуточное
положение между несущим и разгруженным кузовами занимает полунесущий кузов, жестко соединенный с рамой автомобиля и усиливающий ее конструкцию.
Конструкция кузова определяет
привлекательность, комфорт, безопасность и срок службы автомобиля.
Таким образом, кузов в большей степени определяет основные
потребительские качества автомобиля.
Основу кузова составляет корпус (другое наименование –
каркас), к которому шарнирно прикреплены капот, крышка багажника, двери,
передний и задний бамперы, декоративные накладные элементы и др.
Корпус представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из отдельных элементов:
- основание (пол);
- передняя часть (передок);
- задняя часть (задок);
- левая и правая боковины;
- крыша.
Схема кузова автомобиля
Основание кузова выполнено в виде
цельноштампованной панели корытообразной формы. В центре панели проходит
тоннель, служащий для размещения элементов выпускной системы, тормозных
и топливных трубопроводов, а в заднеприводных автомобилях – для
размещения узлов трансмиссии. Тоннель защищает расположенные в нем
элементы от повреждения и увеличивает жесткость пола. В полу может быть
выполнена ниша для запасного колеса. Вдоль основания приварены
лонжероны.
Передняя часть объединяет передние
лонжероны, передний щит, переднюю панель, брызговики и крылья. Передние
лонжероны играют роль силовых элементов, на которых крепиться двигатель и
передняя подвеска. В разных конструкциях кузовов передние крылья
выполняются съемными или несъемными.
В задней части расположены панель багажника и брызговики.
Боковина кузова состоит из внутренней и
наружной панели. Наружная панель представлена передней, средней и
задней стойками, порогом, и задним крылом. Внутренняя панель состоит из
отдельных силовых элементов – усилителей стоек и пр. Панели соединены
между собой.
Крыша кузова имеет цельноштампованную конструкцию, усиленную поперечинами.
Капот состоит из двух соединенных между
собой панелей (наружной и внутренней). Капот к корпусу кузова крепится
на петлях, снабженных пружинами. Пружины обеспечивают подъем капота.
Капот оборудуется замком, который отпирается изнутри кузова специальной
рукояткой.
Крышка багажника по аналогии с капотом
также состоит из двух панелей. На внутренней панели установлен замок.
Фиксация крышки багажника в открытом положении производится с помощью
упругих элементов (пружин, торсионов).
Дверь кузова включают две панели,
оборудуются замком и крепятся на петлях. В нижней части двери выполнены
отверстия для стока воды из внутренней полости.
Шумоизоляция кузова производится с
помощью различных материалов, которые размещаются на основании (битумные
мастики), боковинах, дверях (мастики, войлок, картон), крыше
(пенопласт, картон, стеклопластик), в моторном отсеке.