Система смазки с сухим картером (обиходное название – сухой картер) предназначена для обеспечения стабильной работы системы смазки во всех положениях транспортного средства, в т.ч. при резких маневрах на большой скорости, больших наклонах автомобилях.
Благодаря этим качествам система смазки с сухим картером
применяется на спортивных автомобилях, тракторах и некоторых
автомобилях повышенной проходимости. Система предполагает хранение масла
в отдельном баке и его закачку в этот бак отдельным насосом (секцией
насоса). При этом масляный картер всегда остается без масла – т.н. сухой
картер.
Преимуществами системы смазки с сухим картером являются:
- отсутствие масляного голодания;
- уменьшение размеров и снижение центра тяжести двигателя ввиду меньших размеров картера;
- лучшее охлаждение масла;
- некоторое увеличение мощности двигателя за счет снижения сопротивления масла коленчатому валу.
Вместе с тем, сухой картер усложняет конструкцию
системы, увеличивает вес автомобиля, повышает расходы на обслуживание, и
в итоге повышает стоимость автомобиля.
Система смазки с сухим катером, устанавливаемая на спортивные автомобили, имеет следующее общее устройство:
- всасывающий модуль в поддоне;
- масляный насос;
- масляный термостат;
- дополнительный масляный радиатор;
- масляный бак;
- датчик температуры и давления масла;
- масляный радиатор;
- масляный фильтр;
- магистрали и трубопроводы.
Всасывающий модуль в поддоне обеспечивает прием стекающего масла из двигателя.
Масляный насос системы смазки с сухим картером выполняет следующие функции:
- откачка масла из картера в масляный бак;
- откачка масла из турбонагнетателя в масляный бак;
- нагнетание масла из масляного бака в систему смазки.
Масляный насос выполнен в виде секций, при этом каждой
функции соответствует как минимум одна секция насоса. Насос имеет привод
от коленчатого вала двигателя.
Для лучшего охлаждения масла в системе смазки с сухим картером вместе с жидкостным масляным радиатором может устанавливаться дополнительный воздушный масляный радиатор. Его работа регулируется с помощью масляного термостата,
который на холодном двигателе направляет масло непосредственно в бак, а
на прогретом до определенной температуры – через дополнительный
радиатор.
Масляный бак помимо хранения масла обеспечивает гашение колебаний и уменьшение пенообразования. Для этого в баке имеется успокоитель. В масляный бак также встроена система вентиляции картера, размещены масляный щуп и датчик температуры и давления масла.
Помимо системы смазки с сухим картером на современных автомобилях применяются и другие технические решения, препятствующие масляному голоданию двигателя:
- углубленный масляный поддон;
- система дополнительных заслонок в масляном поддоне.
Углубленный масляный поддон обеспечивает надежный забор масла насосом при всех возможных наклонах автомобиля и используется на внедорожниках.
Система дополнительных заслонок
представляет собой ряд заслонок, расположенных в картерном поддоне
параллельно продольной оси автомобиля. Две заслонки с одной стороны, две
– с другой. В нормальном положении заслонка закрыта (опущена вниз) и
имеет возможность поворота вовнутрь поддона.
При движении автомобиля в повороте, масло стремиться к
внешней стороне поддона. Две заслонки, обращенные к внешней стороне,
закрыты и препятствуют движению масла. Две другие заслонки открываются,
обеспечивая подачу дополнительной порции масла в зону всасывания. Таким
образом, в зоне всасывания всегда находится необходимое количество
масла.