Под термином «автомобильная платформа»
понимается совокупность проектных, инжиниринговых и производственных
решений, а также конструктивных элементов, которые используются в
производстве нескольких моделей автомобилей одной или различных, но
взаимосвязанных, марок.
Основными конструктивными элементами, определяющими автомобильную платформу, являются:
- днище кузова, служащее основой для большинства элементов автомобиля;
- колесная база, представленная расстоянием между передней и задней осями;
- рулевое управление и используемый в нем усилитель;
- передняя и задняя подвески;
- размещение и, соответствующий ему, подбор двигателей и трансмиссии.
В настоящее время на автомобильном рынке побеждает тот,
кто быстрее реагирует на потребности клиентов и в итоге может
разработать и изготовить конечный продукт (автомобиль) за короткое время
и по более низкой цене. Этому условию в большей степени отвечает стратегия использования автомобильных платформ в производстве автомобилей. С другой стороны данная стратегия способствует процессу глобализации автомобильных фирм.
Стратегию автомобильных платформ используют в своей деятельности многие крупные автомобильные компании, среди которых Chrysler, Ford, General Motors, Mitsubishi, Nissan, Toyota, Volkswagen.
Использование автомобильных платформ обеспечивает производителю ряд существенных преимуществ:
- сокращение расходов на разработку новых моделей автомобилей;
- уменьшение времени наладки производства для выпуска новой модели автомобиля;
- гибкое взаимодействие между отдельными автомобильными заводами, позволяющее перевести производство с одного завода на другой;
- более широкое использование производственных возможностей
заводов за счет повышения производительности, стандартизации
производства;
- оптимизация запасов деталей и компонентов, необходимых для производства автомобиля;
- возможность охвата нескольких сегментов автомобильного рынка (например, бюджетные автомобили и автомобили бизнес-класса);
- повышение качества конечной продукции за счет уменьшения номенклатуры компонентов.
Вместе с тем, стратегия автомобильных платформ имеет ряд существенных недостатков:
- постепенное стирание различий между автомобилями, т.н.
псевдоинжиниринг – выпуск нескольких моделей автомобилей, но по сути
один автомобиль с разными названиями;
- невозможность внесения изменений в платформу, обусловленная несовместимостью конструктивных элементов;
- размывание ценности конечного продукта, восприятие дорогих
автомобилей дешевле их реальной стоимости (например, Lexus никогда не
встанет в один ряд с Mercedes-Benz, потому что по сути это Toyota);
- с другой стороны бюджетные автомобили, благодаря платформе, получают большую ценность;
- высокая вероятность отзыва из эксплуатации большого числа автомобилей по причине обнаружения дефекта в платформе.