Система управления дизелем (Electronic Diesel Control, EDC) является разновидностью системы управления двигателем. Она устанавливается на современные дизельные двигатели, в т.ч. двигатели, оборудованные системой впрыска Common Rail или системой впрыска насос-форсунками. Ведущим производителем системы управления дизельным двигателем является фирма Bosch.
Основное предназначение системы управления дизелем
заключается в регулировании работы системы впрыска топлива. Вместе с
тем, система управления дизелем обеспечивает работу следующих систем
двигателя:
- топливная система;
- впускная система;
- турбонаддув;
- система рециркуляции отработавших газов;
- выпускная система;
- система охлаждения;
- система предпускового подогрева.
Электронная система управления дизельным двигателем имеет следующее общее устройство:
- входные датчики;
- блок управления двигателем;
- исполнительные устройства систем дизеля.
Входные датчики фиксируют
эксплуатационные параметры работы двигателя и преобразуют их в
электрические сигналы. Номерклатура входных датчиков различается в
зависимости от конструкции системы впрыска. Например, в работе система
управления дизельным двигателем с системой впрыска Common Rail
используются сигналы следующих входных датчиков:
Системы двигателя |
Входные датчики |
система впрыска |
- датчик частоты вращения коленчатого вала;
- датчик Холла;
- датчик положения педали газа;
- расходомер воздуха;
- датчик давления топлива;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- датчик температуры топлива;
- датчик температуры воздуха на впуске
|
впускная система |
- датчик положения (потенциометр) впускной заслонки;
- датчик положения (потенциометр) заслонок впускных клапанов (на некоторых моделях двигателей)
|
турбонаддув |
- датчик давления наддува;
- датчик температуры воздуха на впуске;
- датчик положения регулятора давления наддува
|
система рециркуляции отработавших газов |
- датчик положения (потенциометр) клапана рециркуляции;
- кислородный датчик;
- датчик частоты вращения коленчатого вала;
- расходомер воздуха;
- датчик температуры охлаждающей жидкости
|
выпускная система |
- кислородный датчик;
- датчики температуры отработавших газов;
- расходомер воздуха;
- датчик давления отработавших газов
|
система охлаждения |
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора
|
система предпускового подогрева |
- датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя;
- датчик температуры охлаждающей жидкости
|
На двигателе, оборудованном системой впрыска с распределительным ТНВД, можно увидеть и другие датчики:
- датчик давления воздуха на впуске;
- датчик момента начала впрыска (датчик хода иглы распылителя);
- датчик температуры масла;
- датчик скорости движения.
Электронный блок управления
воспринимает сигналы входных датчиков, обрабатывает их в соответствии с
заложенной программой и вырабатывает управляющие воздействия на
исполнительные устройства. В своей работе блок управления
взаимодействует с блоками управления автоматической коробки передач и антиблокировочной системы тормозов.
Исполнительными устройствами систем современного дизельного двигателя являются:
Системы двигателя |
Исполнительные устройства |
топливная система |
- электрический подкачивающий топливный насос;
- дополнительный топливный насос (на некоторых моделях двигателей)
|
система впрыска |
- регулятор давления топлива;
- клапан дозирования топлива в ТНВД;
- форсунки впрыска
|
впускная система |
- электродвигатель привода впускной заслонки;
- электродвигатель привода заслонок впускных клапанов
|
турбонаддув |
- клапан ограничения давления наддува (перепускной клапан)
|
система рециркуляции отработавших газов |
- клапан рециркуляции отработавших газов;
- переключающий клапан охладителя
|
выпускная система |
- нагревательный элемент кислородного датчика
|
система охлаждения |
- электродвигатель дополнительного насоса охлаждающей жидкости (для охлаждения отработавших газов в охладителе) ;
- электродвигатель вентилятора
|
система предпускового подогрева |
|
В результате работы системы управления дизелем реализуются следующие основные функции:
- регулирование количества впрыскиваемого в цилиндр топлива;
- обеспечение опережения подачи топлива;
- регулирование давления впрыска (только в системе Common Rail);
- регулирование частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу;
- подавление колебаний в трансмиссии при изменении крутящего момента (переключение передач в АКПП);
- ограничение максимальной частоты вращения;
- регулирование давления наддува;
- регулирование рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение перепускаемых отработавших газов;
- обеспечение регенерации сажевого фильтра;
- облегчение запуска двигателя при низких температурах.