Система улавливания паров бензина (EVAP
- Evaporative Emission Control) предназначена для предотвращения утечки
паров бензина в атмосферу. Пары образуются при нагреве бензина в
топливном баке, а также при пониженном атмосферном давлении. Пары
бензина аккумулируются в системе, при запуске двигателя выводятся во
впускной коллектор и сжигаются в двигателе. Система применяется на всех
современных моделях бензиновых двигателей.
Система улавливания паров бензина имеет следующее устройство:
- угольный адсорбер;
- электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- соединительные трубопроводы.
Основу конструкции системы составляет адсорбер, который собирает пары бензина из топливного бака.
Адсорбер заполнен гранулами активированного угля, которые
непосредственно поглощают и сохраняют пары бензина. Адсорбер имеет три
внешних соединения:
- с топливным баком (через него пары топлива поступают в адсорбер);
- с впускным коллектором (через него происходит продувка адсорбера);
- с атмосферой через воздушный фильтр или отдельный клапан на
входе (через него создается перепад давления, необходимый для продувки).
Схема системы улавливания паров бензина
Освобождение адсорбера от накопленных паров бензина
осуществляется с помощью продувки (регенерации). Для управления
процессом регенерации в систему EVAP включен электромагнитный клапан продувки адсорбера. Клапан является исполнительным механизмом системы управления двигателем и располагается в трубопроводе, соединяющем адсорбер с впускным коллектором.
Продувка адсорбера производится при определенных режимах
работы двигателя (частота вращения коленчатого вала, нагрузка). На
холостом ходу и при холодном двигателе продувка не производится.
По команде электронного блока управления
электромагнитный клапан открывается. Пары бензина, находящиеся в
адсорбере, продуваются за счет разряжения во впускном коллекторе. Они
направляются в коллектор и далее сжигаются в камерах сгорания
двигателя.
Количество поступающих паров бензина регулируется
временем открытия клапана. При этом в двигателе поддерживается
оптимальное соотношение воздуха и топлива.
В двигателях с турбонаддувом при работе турбокомпрессора
разряжение во впускном коллекторе не создается. Поэтому в систему EVAP
включен дополнительный двухходовой клапан, который срабатывает и
направляет пары топлива при продувке адсорбера:
- во впускной коллектор (при отсутствии давления наддува);
- на впуск компрессора (при наличии давления наддува).