Датчик частоты вращения коленчатого вала предназначен для синхронизации управления системой впрыска и системой зажигания, поэтому другое название датчика – датчик синхронизации.
В некоторых источниках информации датчик носит название - датчик начала отсчета. Сигналы от датчика используются системой управления двигателем для установления:
- момента впрыска топлива;
- количества впрыскиваемого топлива;
- момента зажигания (бензиновые двигатели);
- угла поворота распределительного вала при работе системы изменения фаз газораспределения;
- времени включения клапан адсорбера при работе системы улавливания паров бензина.
Наибольшее распространение получил датчик частоты вращения коленчатого вала индуктивного типа. В некоторых системах управления двигателем устанавливается датчик синхронизации, построенный на эффекте Холла.
Схема датчика частоты вращения коленчатого вала
Индуктивный датчик представляет собой магнитный сердечник с расположенной вокруг него обмоткой. Принцип работы датчика
заключается в наведении электродвижущей силы в обмотке при
взаимодействии магнитного поля датчика с металлическим задающим диском
(диском синхронизации).
Задающий диск имеет по окружности 58
зубьев с пропуском на два зуба, т.н. диск типа 60-2. На отдельных
дизельных двигателях для ускорения определения положения коленчатого
вала и, соответственно, облегчения запуска устанавливается задающий диск
типа 60-2-2 (с двумя пропусками через 180°).
При вращении коленчатого вала впадины зубьев задающего диска изменяют магнитный поток, вследствие чего в обмотке датчика формируется электрический импульс.
Датчик синхронизации позволяет определять два параметра:
- частоту вращения коленчатого вала;
- точное положение коленчатого вала.
Число оборотов коленчатого вала определяется по
количеству зубьев, проходящих через датчик в единицу времени. Пропуск
зубьев служит в качестве исходной точки для определения положения
коленчатого вала. Он соответствует, как правило, нахождению поршня
первого цилиндра в верхней мертвой точке.
Датчик частоты вращения коленчатого вала, построенный на
эффекте Холла, взаимодействует с задающим диском несколько иной
конструкции. Диск выполнен в виде металлических сегментов, разделенных
металлическими вставками. Сегменты представляют собой постоянные магниты
с чередующими северными и южными полюсами. В качестве начала отсчета
используется сегмент большей ширины. Таким образом, получился задающий
диск типа 60-2.
При неисправности датчика частоты вращения коленчатого вала (отсутствии сигнала) двигатель останавливается и повторно не запускается.