Загрязнение передних фар
приводит к ухудшению освещения. Так, при двадцатипроцентном загрязнении
фар количество света уменьшается в два раза. В ксеноновых фарах
загрязнение приводит к сильному преломлению и рассеиванию светового
пучка и соответственно ослеплению других водителей. Применение
омывателя фар повышает комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля. В
ряде стран омыватель является обязательным устройством при
использовании ксеноновых фар.
Различают два типа омывателей фар: щеточные и струйные. В щеточном омывателе
очистка фары производится движущейся щеткой. При работе омывателя на
фару под небольшим давлением продается небольшое количество жидкости,
щетка получает движение от электродвигателя и загрязнение удаляется с
рассеивателя фары. Щеточный омыватель используется с фарами, имеющими
стеклянный рассеиватель. Пластиковый рассеиватель чувствителен к
механической очистке. Щеточные омыватели фара ушли в прошлое вместе со
стеклянными рассеивателями.
На современных автомобилях используются струйные омыватели фар,
в которых для очистки используется кинетическая энергия струи. В данном
устройстве струя омывающая жидкость направляется под высоким давлением
на рассеиватель фары. Очищающий эффект зависит от угла наклона струи к
рассеивателю, реактивной скорости струи, расстояния между форсункой и
фарой, объема распыляемой жидкости и степени ее распыла. Струйный
омыватель устанавливается опционально на большинстве современных
автомобилей, а также предлагается к самостоятельной установке в виде
комплектов.
Конструктивно струйный омыватель фар похож на омыватель лобового стекла. Он включает следующие элементы:
- бачок омывающей жидкости;
- насос высокого давления;
- соединительные шланги;
- блоки форсунок;
- систему управления.
В системе омывателя фар используется общий с омывателем лобового стекла бачок.
Количество омывающей жидкости в бачке должно обеспечивать порядка 25
циклов очистки (за одно срабатывание распыляется до 200 г омывающей
жидкости). Для систем с одинарной форсункой на фару емкость бочка должна
быть не менее 2,5 л, со сдвоенными форсунками – не менее 4 л.
Насос обеспечивает давление омывающей
жидкости в системе. Для создания давления используется насос роторного
типа, который обеспечивает давление в пределе 0,2-0,5 МПа. Насос включен
в электрическую систему автомобиля.
Соединительные шланги не менее важный
элемент системы. Их длина, диаметр должны быть согласованы с объемом
впрыскиваемой жидкости и продолжительностью впрыска. Общая длина
соединительных шлангов составляет порядка 2-4 м. Шланги соединены между
собой с помощью пластиковых соединителей. В одном из соединителей
установлен обратный клапан.
Форсунки обеспечивают равномерность
распределения потока жидкости на рассеиватель фары и оптимальный расход
жидкости. Наиболее эффективный распыл реализуется вихреобразными форсунками,
в которых омывающая жидкость перед распылом закручивается в вихревой
камере. В зависимости от площади поверхности фары применяют одинарные
или сдвоенные форсунки.
Различают два вида форсунок - стационарные и телескопические. Стационарные форсунки
устанавливаются в бампере автомобиля и отличаются простотой
конструкции. Применение стационарных форсунок должно быть согласовано с
дизайном автомобиля.
Телескопические форсунки наиболее
популярны в конструкции струйных омывателей. Они не нарушают дизайн
автомобиля (форсунка закрыта крышкой и почти не заметна), обеспечивают
лучшую очистку фары за счет оптимального расстояния и угла распыления.
Из недостатков можно отметить высокую вероятность примерзания крышки
форсунки к бамперу в зимнее время. Телескопическая форсунка
устанавливается в бампере, реже в вырезе блок-фары.
Конструктивно телескопическая форсунка представляет собой гидравлический цилиндр,
запитанный омывающей жидкостью. Жидкость под давлением поступает в
гидроцилиндр и перемещает поршень. На поршне расположен шток с
форсункой. При достижении поршнем крайнего положения, жидкость через
отверстие перепускается в шток и далее поступает к форсунке. Происходит
распыл жидкости, давление в системе падает, и поршень со штоком под
действием возвратной пружины занимает исходное положение.
Управление струйным омывателем фар реализовано двумя способами:
- автоматическое включение;
- принудительное включение.
Автоматическое включение предусмотрено
во многих штатных омывателях фар. Алгоритм работы запускается, как
правило, при включенном ближнем свете фар и удержании рычага
стеклоочистителя лобового стекла во включенном состоянии определенное
время (более 1 сек). В некоторых системах омыватель срабатывает через
определенное числа включений омывателя лобового стекла, что не очень
удобно, т.к. связано с большим расходом омывающей жидкости.
Наиболее совершенной является интеллектуальная система управления омывателем фар.
Система отслеживает интенсивность использования омывателя лобового
стекла и определяет периодичность срабатывания омывателя фар.
Самый простой способ управления омывателем фар с помощью
кнопки (нажал кнопку – сработал омыватель). Кнопка устанавливается на
панели приборов. Данный способ управления обеспечивает значительную
экономию омывающей жидкости. Необходимость постоянного нажатия кнопки
отвлекает внимание водителя.