Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Датчик включен в систему управления двигателем.
Информация от датчика используется системой управления
для корректировки основных параметров работы двигателя в зависимости от
теплового состояния:
- частоты вращения коленчатого вала;
- качественного состава топливно-воздушной смеси;
- угла опережения зажигания.
Таким образом, работа датчика температуры охлаждающей
жидкости обеспечивает быстрый прогрев двигателя при запуске и
поддержание оптимальной его температуры на всех режимах.
В недалеком прошлом датчик температуры охлаждающей жидкости на двигателе внутреннего сгорания был представлен термореле, например, в системе впрыска K-Jetronic. Применение данного устройства обеспечивало только два режима работы:
- прогрев двигателя при запуске за счет обогащения топливно-воздушной смеси (при открытом контакте термореле);
- поддержание номинальной температуры (при закрытом контакте термореле).
В настоящее время датчик температуры охлаждающей
жидкости является элементом электронного управления системы охлаждения, с
помощью которого осуществляется непрерывный контроль и регулирование
температурного режима двигателя.
В качестве датчика применяется термистор – резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры.
Термистор изготавливается из полупроводниковых
материалов (оксид никеля, оксид кобальта), которые характеризуются
ростом свободных электронов при увеличении температуры и соответственно
уменьшением сопротивления. Термистор помещается в защитный
теплопроводный корпус, на котором выполнена крепежная резьба и
электрический разъем для соединения.
Термистор имеет отрицательный температурный коэффициент,
т.е. его сопротивление уменьшается с ростом температуры. Когда
двигатель холодный сопротивление датчика максимально. На датчик подается
напряжение порядка 5В, которое уменьшается с изменением сопротивления
датчика. По падению напряжения на датчике блок управления двигателем рассчитывает температуру охлаждающей жидкости.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в
выпускной патрубок головки блока цилиндров. Новые возможности
температурного регулирования открываются с применением двух датчиков температуры охлаждающей жидкости. Один из датчиков устанавливается на выходе из двигателя, другой – на выходе из радиатора.
Необходимая температура охлаждающей жидкости
определяется в зависимости от нагрузки двигателя (массе засасываемого
воздуха) и частоте вращения коленчатого вала двигателя. По показаниям
датчиков определяется характер работы вентилятора, степень открытия термостата, включение реле дополнительного насоса охлаждения в системе рециркуляции отработавших газов, реле охлаждения двигателя после остановки.