Автомобиль является сложным техническим устройством, в
котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую
технологичность и надежность современного автомобиля, периодически
происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового
автомобиля не застрахован от неисправностей, и гарантийный срок тому свидетельство.
При возникновении неисправности встают два вопроса:
- установление неисправности (диагностика);
- устранение неисправности (ремонт).
Попытаемся ответить на оба вопроса.
Процесс оценки технического состояния автомобиля и определения неисправностей называется диагностикой.
От качества проведения диагностики зависит объем ремонтных работ и,
следовательно, затраты на его проведение. В зависимости от способа
проведения различают следующие виды диагностики:
- диагностика по внешним признакам (косвенная диагностика);
- техническая диагностика (прямая диагностика).
Автолюбитель, наделенный знаниями конструкции автомобиля, в состоянии самостоятельно провести диагностику по внешним признакам. Это вдвойне актуально, если вы находитесь в пути и до ближайшего автосервиса многие километры.
Проведение технической диагностики
требует наличия специальных знаний и навыков, а также применения
различных приборов. По этой причине техническая диагностика
осуществляется, как правило, в специализированных центрах.
Разновидностью технической диагностики является компьютерная диагностика. С помощью специального программного обеспечения производится проверка работоспособности электронных компонентов автомобиля.
Опытный водитель производит косвенную диагностику
автомобиля постоянно – от момента посадки в автомобиль и до конечной
остановки. Это происходит почти автоматически. Во время движения
основное внимание уделяется показаниям контрольно-измерительных
приборов, а также характеристикам движения: режиму работы двигателя,
устойчивости, плавности хода, легкости управления, эффективности
торможения. Отклонения от стандартных параметров, как правило,
свидетельствует о возникшей неисправности.
При диагностике неисправностей необходимо руководствоваться следующими принципами:
- выявление и учет всех очевидных фактов, другими словами, установление всех внешних признаков неисправности;
- проводение диагностирования от простого к сложному, последовательно исключая возможные неисправности.
Как показывает практика, неисправность системы автомобиля
редко возникает неожиданно. Внешние признаки неисправности появляются
постепенно. Необходимо помнить, что крупных неисправностей можно
избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие
неполадки.
Признаки неисправностей, соответствующие определенным органам чувств человека, можно разделить на следующие виды:
- акустические признаки (слух);
- визуальные признаки (зрение);
- эксплуатационные признаки (обоняние и осязание).
Конкретная неисправность может иметь несколько внешних
признаков. Это могут быть как признаки одного вида, так и их комбинация.
Например, повреждение в топливной системе сопровождается повышенным расходом топлива, а также запахом бензина в салоне и подтеками под автомобилем.
С другой стороны несколько неисправностей могут иметь
схожие внешние признаки. К примеру, повышенный расход топлива
свидетельствует о неисправности форсунок, а также неправильной установке угла опережения зажигания, низком давлении в шинах и др.
Самую большую группу составляют акустические признаки неисправностей:
всевозможные шумы, стуки, скрипы, гул, скрежет, треск и др. Источники
посторонних звуков многочисленны, но основными являются неисправности
двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. В среде
автомобилистов есть крылатая поговорка: «Хороший стук всегда наружу
вылезет». Многие ее понимают дословно и эксплуатируют автомобиль до
конкретной поломки. Вместе с тем, смысл поговорки несколько иной –
каждый посторонний звук в автомобиле говорит о зарождающейся
неисправности. И чем раньше мы ее установим, тем меньшие последствия
будут для автомобиля и, соответственно, для нашего кошелька. Самое
главное не промахнуться с диагнозом.
При появлении посторонних звуков в автомобиле водитель
должен четко представлять, при каких звуках (читаем - неисправностях)
можно продолжать движение, а при каких движение строго запрещено. К
примеру, большинство посторонних звуков в двигателе не предполагает
дальнейшую эксплуатацию автомобиля.
Для диагностирования неисправности по звуку
необходимо установить характер звука, источник распространения, а также
изменение звучания при увеличении скорости и смене направления
движения. Звук должен прослушиваться как в салоне автомобиля, так и за
его пределами, в том числе в подкапотном пространстве.
Визуальная диагностика неисправностей
производится на основе показаний контрольно-измерительных приборов на
панели управления, а также путем внешнего осмотра автомобиля. При
проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется наличию подтеков
под автомобилем, исправности шин, внешних осветительных приборов.
Периодически проводится внешний осмотр систем и механизмов в подкапотном
пространстве. Проверяется уровень масла и специальных жидкостей,
наличие подтеков на двигателе и коробке передач, целостность воздушных
патрубков и электрической проводки.
К эксплуатационным признакам неисправностей
относятся признаки, определяющиеся с помощью обоняния и осязания.
Запахи играют важную роль в диагностике неисправностей систем
автомобиля. Так, запах бензина в салоне свидетельствует о неисправности топливной системы,
запах выхлопных газов (если это не идущий впереди «КамАЗ») – о
неисправности выпускной системы, запах подгоревшего машинного масла – о неисправности системы смазки. Сладкий химический аромат появляется при подтекании охлаждающей жидкости - неисправности системы охлаждения.
Прогоревший катализатор сопровождается запахом тухлых яиц. Имеет свой
специфичный запах и плавящаяся проводка электрооборудования автомобиля.
В диагностике неисправностей также активно участвует
тело человека: руки, ноги, «пятая точка», кожные покровы. С помощью
осязания определяются многие неисправности. Например, рывки при движении
свидетельствуют о неисправности системы зажигания. Затруднения при переключении передач проявляются при неисправности коробки.
Неисправности элементов подвески (пружин, амортизаторов) сопровождаются
проседанием автомобиля. Увеличенный ход педали тормоза говорит о
неисправности тормозной системы и т.д.
Таким образом, по внешним признакам можно определить
множество неисправностей, но далеко не все, особенно в части
электроники. Во многих случаях совремнному автомобилю требуется
техническая диагностика.
Задачу по устранению выявленной неисправности
каждый водитель решает самостоятельно. Устранение некоторых
неисправностей не требует специальных навыков. Вместе с тем серьезные
ремонтные работы лучше доверять специалистам.