Современные автомобили оснащаются системой климат-контроля.
Данная система предназначена для создания и автоматического поддержания
микроклимата в салоне автомобиля. Система обеспечивает совместную
работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования за счет
электронного управления.
Применение электроники позволило добиться зонального регулирования климата в салоне автомобиля. В зависимости от числа температурных зон различают следующие системы климат-контроля:
- однозонный климат-контроль;
- двухзонный климат-контроль;
- трехзонный климат-контроль;
- четырехзонный климат-контроль.
Система климат-контроля имеет следующее общее устройство:
- климатическая установка;
- система управления.
Климатическая установка включает конструктивные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в том числе:
- радиатор отопителя;
- вентилятор приточного воздуха;
- кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, конденсатора и ресивера.
Схема системы климат-контроля
Управление климатической установкой осуществляет соответствующая система. Основными элементами системы управления климатом являются:
- входные датчики;
- блок управления;
- исполнительные устройства.
Входные датчики измеряют
соответствующие физические параметры и преобразуют их в электрические
сигналы. К входным датчикам системы управления относятся:
- датчик температуры наружного воздуха;
- датчик уровня солнечного излучения (фотодиод);
- датчики выходной температуры;
- потенциометры заслонок;
- датчик температуры испарителя;
- датчик давления в системе кондиционирования.
Количество датчиков выходной температуры определяется
конструкцией системы климат-контроля. К датчику выходной температуры
может быть добавлен датчик выходной температуры в ножное пространство. В
двухзонной системе климат-контроля число датчиков выходной температуры
удваивается (датчики слева и справа), а в трехзонной – утраивается
(слева, справа и сзади).
Потенциометры заслонок фиксируют текущее положение воздушных заслонок.
Датчики температуры испарителя и давления обеспечивают работу системы кондиционирования.
Электронный блок управления принимает
сигналы от датчиков и в соответствии с заложенной программой формирует
управляющие воздействия на исполнительные устройства.
К исполнительным устройствам относятся
приводы заслонок и электродвигатель вентилятора приточного воздуха, с
помощью которых создается и поддерживается заданный температурный режим.
Заслонки могут иметь механический или электрический привод. В
конструкции климатической установки могут применяться следующие
заслонки:
- заслонка приточного воздуха;
- центральная заслонка;
- заслонки температурного регулирования (в системах с 2-мя и более зонами регулирования);
- заслонка рециркуляции;
- заслонки для оттаивания стекол.
Принцип работы системы климат-контроля
Система климат-контроля обеспечивает автоматическое регулирование температуры в салоне автомобиля в пределах 16-30 °С.
Желаемое значение температуры устанавливается с помощью
регуляторов на панели приборов автомобиля. Сигнал от регулятора
поступает в электронный блок управления, где активируется
соответствующая программа. В соответствии с установленным алгоритмом
блок управления обрабатывает сигналы входных датчиков и задействует
необходимее исполнительные устройства. Установленное значение
температуры поддерживается автоматически.
Поступающий в салон автомобиля воздух проходит через
радиатор отопителя и нагревается теплом охлаждающей жидкости. Степень
нагрева воздуха регулируется центральной заслонкой (заслонками
тепературного регулирования) путем смешивания холодного и горячего
воздуха.
При необходимости включается кондиционер. Кондиционер удаляет излишнее тепло и влагу из салона.