Дроссельная заслонка является конструктивным элементом впускной системы
бензиновых двигателей внутреннего сгорания с впрыском топлива и
предназначена для регулирования количества воздуха, поступающего в
двигатель для образования топливно-воздушной смеси. Дроссельная заслонка
устанавливается между воздушным фильтром и впускным коллектором.
По своей сути дроссельная заслонка является воздушным
клапаном. При открытой заслонке давление во впускной системе
соответствует атмосферному давлению, при закрытии - уменьшается до
состояния вакуума. Это свойство дроссельной заслонки используется в
работе вакуумного усилителя тормозов, для продувки адсорбера системы улавливания паров бензина.
Дроссельная заслонка может иметь следующие виды привода:
- механический привод;
- электрический привод с электронным управлением.
Дроссельная заслонка с механическим приводом
Механический привод дроссельной заслонки в настоящее
время применяется на большинстве бюджетных машин. Привод предполагает
связь педали газа и дроссельной заслонки с помощью металлического троса.
Схема дроссельной заслонки с механическим приводом
Элементы дроссельной заслонки объединены в отдельный блок, который включает корпус, дроссельную заслонку на валу, датчик положения дроссельной заслонки, регулятор холостого хода.
Корпус дроссельной заслонки включен в систему охлаждения двигателя. В нем также выполнены патрубки, обеспечивающие работу системы вентиляции картера и системы улавливания паров бензина.
Регулятор холостого хода поддерживает
заданную частоту вращения коленчатого вала двигателя при закрытой
дроссельной заслонке во время пуска, прогрева и при изменении нагрузки
во время включения дополнительного оборудования. Он состоит из шагового
электродвигателя и соединенного с ним клапана, которые изменяют
количество воздуха, поступающего во впускную систему в обход дроссельной
заслонки.
Дроссельная заслонка с электрическим приводом
На современных автомобилях механический привод
дроссельной заслонки заменен на электрический привод с электронным
управлением, что позволяет достичь оптимальной величины крутящего момента
на всех режимах работы двигателя. При этом обеспечивается снижение
расхода топлива, выполнение экологических требований, безопасность
движения.
Отличительными особенностями дроссельной заслонки с электрическим приводом являются:
- отсутствие механической связи между педалью газа и дроссельной заслонкой;
- регулирование холостого хода путем перемещения дроссельной заслонки.
Так как между педалью газа и дроссельной заслонкой нет жесткой связи, используется электронная система управления дроссельной заслонкой.
Электроника в управлении дроссельной заслонкой позволяет влиять на
величину крутящего момента двигателя, даже если водитель не воздействует
на педаль газа. Система включает входные датчики, блок управления двигателем и исполнительное устройство.
Помимо датчика положения дроссельной заслонки в системе управления используются:
- датчик положения педали газа;
- выключатель положения педали сцепления;
- выключатель положения педали тормоза.
В работе системы управления дроссельной заслонкой также используются сигналы от автоматической коробки передач, тормозной системы, климатической установки, круиз-контроля.
Блок управления двигателем воспринимает сигналы от
датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на модуль
дроссельной заслонки.
Схема дроссельной заслонки с электрическим приводом
Модуль дроссельной заслонки состоит
из корпуса, собственно дроссельной заслонки, электродвигателя,
редуктора, возвратного пружинного механизма и датчиков положения
дроссельной заслонки.
Для повышения надежности в модуле устанавливается два датчика положения дроссельной заслонки.
В качестве датчиков используются потенциометры со скользящим контактом
или бесконтактные магниторезистивные датчики. Графики изменения выходных
сигналов датчиков направлены навстречу друг другу, что позволяет их
различать блоку управления двигателем.
В конструкции модуля предусмотрено аварийное положение дроссельной заслонки
при неисправности привода, которое осуществляется с помощью возвратного
пружинного механизма. Неисправный модуль дроссельной заслонки
заменяется в сборе.